Качество - способ мышления
Качество – это способ мышления.
(Арманд Фейгенбаум)
Сегодня многие руководители предприятий встают перед дилеммой: внедрять или не внедрять СМК в своей организации. Какие причины побуждают компании внедрять в свою работу управление качеством, руководствуясь при этом требованиями стандарта ИСО 9001, и чем вызвано стремление получить сертификат соответствия СМК?
Стандарты серии ИСО 9000 не устанавливают жестких рамок, а лишь определяют, чем необходимо управлять, чтобы обеспечить соответствие ряду содержащихся в них требований. В стандартах не указано, как именно обеспечивать управление отдельными процессами, поэтому компании, осмысленно внедряющие систему менеджмента качества в свою работу, имеют возможность создания гибкой системы, в наибольшей мере устраивающей и их самих, и клиентов. И, действительно, в ближайшее время после внедрения системы становятся очевидными те преимущества, которые приносит эффективно разработанная система менеджмента качества. Обеспечение качества и, в частности, стандарты серии ИСО 9000 нацелены, прежде всего, на предупреждение несоответствий, а не на их обнаружение. Однако стандарты содержат разделы, в которых рассматриваются проверки и корректирующие действия, поскольку фактор ошибок – персонал – будет существовать всегда. Сейчас возникло понимание того, что проверка не способствует улучшению качества, упор всегда следует делать на обеспечение и предупреждение. Предупреждение экономит деньги, снижает объем работ и способствует получению большего удовлетворения от деятельности, позволяя людям качественно выполнять свои обязанности и получать за это соответствующую оплату. Изучение работы менеджеров, как в сфере производства, так и в сфере услуг, показало, что 60% своего времени они тратят на устранение последствий несоответствий. Какой бы экономии мы достигли, если бы могли изначально предупредить эти несоответствия! С другой стороны, Геничи Тагучи, известный японский специалист в области качества и надежности, показал, что одна денежная единица, затраченная на предупреждение, экономит 10,000 денежных единиц в процессе производства. Стандарты требуют создания эффективной системы качества, ее документирования и управления ее работой. Это позволяет каждому знать все о своей работе и о том, как ее выполнять. В результате, можно заранее определить и устранить все недостатки и затраты. Одновременно оптимизируется передача технологий внутри компании, что облегчает введение в курс дела новых сотрудников. Эффективная система менеджмента качества имеет много преимуществ, но они доступны лишь в том случае, если организация их признает. Это означает, что организация принимает обязательства в рамках системы менеджмента качества, соответствующей целям компании и ее деятельности. Таким образом, преимущества ощутимы в полной мере, только если система качества хорошо продумана, а также проведена работа по приведению ее в соответствие с целями и задачами компании. Как правило, эффективная система менеджмента качества предоставляет следующие преимущества:
Следует еще раз подчеркнуть, что эти преимущества доступны в полной мере только в случае внедрения действительно эффективной системы менеджмента качества. Неэффективная система может оказаться лишь дорогостоящим занятием и бесполезной тратой времени, и не предоставит никаких преимуществ, кроме, разве что, одобрения со стороны потребителей. Часто такое происходит, когда компания идет на создание системы, исходя из «ложных» побуждений, например, желания скорейшим образом получить сертификат из-за давления со стороны клиентов или ситуации в бизнесе. В таком случае реальная выгода системы менеджмента качества осознается не в полной мере и, что даже хуже, система в целом создается без учета специфических требований данного вида деятельности, который может потребовать очень конкретной интерпретации требований стандарта.
Подобная система может убедить потребителя в том, что компания производит соответствующую продукцию или услуги. Однако, для поставщика внедрение системы качества при отсутствии четкого планирования и учета нужд компании может не принести тех преимуществ, которые предоставляет эффективная система качества. В худшем случае, компания может завершить работу с неуправляемой системой, не способствующей достижению коммерческих целей. Такая система не обеспечит удовлетворения потребителей на длительный период по двум основным причинам. Во-первых, люди в организации рано или поздно постараются найти обходной путь для жестких и неудобных правил, что приведет к выпуску несоответствующей продукции, и, во-вторых, такая система не увеличит прибыль и эффективность деятельности компании, что в конкурентоспособной среде приведет к коммерческому краху. Подлинные причины введения системы - это осознание преимуществ, которые может принести организации внедрение эффективной системы менеджмента качества. Теперь мы подошли к сути дела и можем добавить еще одно преимущество к тому, что было достигнуто в результате создания эффективной системы управления качества, отвечающей требованиям ИСО 9001. Такое дополнительное преимущество – сертификация системы менеджмента качества аккредитованным органом по сертификации. Преимущества сертификация СМК аккредитованным органом:
Система менеджмента качества превращает деятельность предприятия в работу четко отлаженного механизма, а коллектив - в команду единомышленников. Очевидно, что те, кто действовал из иных побуждений, желая лишь повесить сертификат в рамку, обнаружат, что эта работа сложна и мучительна, не осознав преимуществ от ее результатов. Для них система менеджмента качества станет дополнительным грузом и затратами, а не получением конкретных преимуществ.
Четкому пониманию преимуществ и возможностей СМК способствует обучение. Лишь когда Вы получите представление о том, какие горизонты открывает система менеджмента качества перед Вашей компанией и Вами, вы сможете начать действовать максимально эффективно в целях своей организации. |