ISO 22000 в розничном секторе – вопрос интеграцииРяд публикаций показал, чем стандарт ISO 22000 на управление безопасностью пищевой продукции отличается от других международных стандартов на контроль безопасности пищевой продукции с точки зрения передовых решений в анализе угроз.
Идентификация критических контрольных точек и оперативные программы обеспечения предпосылок являются ключевым вопросом этого стандарта. Однако, несмотря на большое внимание, которое уделяется этому стандарту, его управленческий аспект по-прежнему недооценивается. Его ценность выше в больших предприятиях с комплексной организационной структурой. Такие компании имеют большое количество подразделений и департаментов, что приводит к размыванию видов деятельности, которая влияет на обеспечение безопасности пищевой продукции. В этом случае управление (менеджмент) играет важнейшую роль в координации деятельности, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях, которая помогает достичь окончательной цели – снабжения безопасными продуктами питания.
Управленческий аспект Управленческий аспект требует серьезного отношения при внедрении ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов» не только на уровне управления качеством, но и на уровне всей компании. На деле, крупная розничная торговля представляет прекрасный пример всех сложностей управления безопасностью пищевых продуктов, и, в конечном счете, внедрения ISO 22000. Обеспечение безопасности в розничном секторе включает ряд подразделений, отделов и департаментов, работа которых координируется департаментом качества. На горизонтальном уровне эти подразделения включают, среди прочих, департамент закупок продовольствия, отдел кадров, департамент технического обслуживания, отдел маркетинга, финансовый департамент. На вертикальном уровне сюда включаются отдел продаж, которые осуществляет надзор за региональными офисами, которые, в свою очередь, состоят из нескольких универмагов. Роль каждой из управленческих функций При разработке и внедрении системы управления (менеджмента) безопасностью пищевой продукции важно понимать роль каждого из корпоративных департаментов и его влияние на безопасность пищевой продукции. Так, например, среди прочего обязанностью отдела закупок является отслеживание деловых взаимоотношений с поставщиками и ввод новой номенклатуры продукции. Это подразумевает совместную работу с департаментом качества, который, в свою очередь, должен разработать и внедрить процедуру отбора, оценки и мониторинга поставщиков для обеспечения полного контроля безопасности продукции, поставляемой поставщиками и раскладываемой по полкам магазинов. К сожалению, так бывает не всегда, и в отсутствии надлежащего контроля поставщиков иногда в магазинах продается продукция неизвестная департаменту качества. С другой стороны, департамент технического обеспечения отвечает за приобретение охлаждающего оборудования, принятие решения о его размещении в магазинах и обеспечении его технического обслуживания. С тем, чтобы соответствовать требованиям надлежащей санитарной практики для зданий и оборудования магазинов, технический менеджер должен работать рука об руку с менеджером по качеству, особенно, при анализе назначения охлаждающего оборудования и планировании и осуществлении технического сервиса. Так, полки с температурным режимом 0-4 °C не подходят для мясной продукции, особенно для мелкорубленого мяса (0-2 °C). Однако довольно часто в магазинах используются системы охлаждения, непригодные для конкретного назначения. Заинтересованность руководства Эффективное внедрение систем управления безопасностью пищевой продукции в крупной розничной торговле начинается с личной заинтересованности высшего руководства. В данном случае менеджер по качеству играет ключевую роль, так как он или она должны убедить высшее руководство в преимуществах такого подхода и продемонстрировать полезность (добавочную стоимость) системы. Согласование данной работы со стратегией компании играет важную роль в достижении успеха. Чтобы обеспечить доверие и поддержку руководства, проект по внедрению системы должен рассматриваться как преобразование общей стратегии компании. Так, стратегия, ориентированная на бизнес и основанная на эффективности, не всегда совместима с внедрением системы ISO 22000, которая по своей сути ориентирована на удовлетворение потребителей. Напротив, стратегия, основанная на удовлетворении нужд существующих и потенциальных клиентов, и позволяющая компании получить конкурентные преимущества, может получить от системы управления безопасностью пищевой продукции отличные инструменты организации и непрерывного улучшения. Заявляя о решение внедрять систему, высшее руководство должно гарантировать, что информация будет передана во все отделы компании. Это крайне важно для подготовки персонала к участию в проекте. Эффективная коммуникация Горизонтальная и вертикальная интеграция, поддерживаемая высшим руководством, осуществляется посредством эффективной внутрифирменной коммуникации. Необходимо описать стороны, участвующие в обеспечении контроля безопасность пищевой продукции внутри компании, и определить потоки передачи информации (коммуникации). Так, эффективная коммуникация между отделом маркетинга и отделом качества сможет помочь избежать схематичности заводских потоков, которые могут влиять на безопасность пищевой продукции (например, перекрестное загрязнение аллергенами, образовавшимися на полках, предназначенных для непищевой продукции). Вертикальная коммуникация, в частности, между отделом качества и магазином играет важную роль в разработке процедур и обеспечении возможностей для отдела качества устанавливать такие процедуры и использовать инструментарий, которые наилучшим образом подходят дл конкретного магазина, не теряя из виду коммерческих целей. Безупречная координация Безопасность пищевой продукции – обязательное условие торговли продовольствием. В розничной торговле управление безопасностью пищевой продукции является обязанностью департамента управления качеством, сотрудники которого обладают необходимыми знаниями и опытом в этой сфере. Претворение такой управленческой деятельности на практике в реальную систему требует безупречной координации всех видов деятельности, влияющих на безопасность продуктов питания, осуществляемых внутри розничной компании. Такой тип координации, называемой «горизонтально-вертикальной интеграцией», требует вспомогательных знаний и умений, дополняющих технические компетенции. Так, лидерский опыт, который играет ключевую роль в убеждении и оказании влияния на внутренние заинтересованные стороны, в частности, высшее руководство, является ключевым условием эффективности системы. Опыт в сфере маркетинга и коммуникаций не менее важен, так как помогает вовлечь людей в процесс. Кроме того, глубокое знание и понимание стратегии компании помогает обеспечить внутрифирменную интеграцию политики безопасности пищевой продукции. Сюда же можно добавить другие знания в области управления персоналом, эксплуатацией и финансами. Все эти дисциплины придают управлению безопасностью пищевой продукции истинно управленческий аспект, что особенно подчеркнуто в стандарте ISO 22000. В результате, стандарт обеспечивает розничный сектор практическими возможностями профессионального контроля безопасности пищевой продукции, и охватывает другие дисциплины, неотъемлемые для успеха в современном бизнесе. |